ЮБИЛЕЙ У КНИГИ «Юбилей у книги» - с таким названием сделана выставка в библиотеке. Немного об истории создания этих произведений мы и хотим вас познакомить. Пушкин А.С. «Песнь о вещем Олеге» - 195 лет со времени создания. В 1822 году во время южной ссылки было создано это произведение. Пушкинская лирика приобретала новый характер в связи с резким изменением условий жизни. Происходил постепенный переход от романтики к реалистическим картинам первых глав «Евгения Онегина». Соприкосновение с реальной народной жизнью, интерес к народному творчеству, общение с новыми людьми – все это способствовало углублению того историзма мышления, который с этого времени становится определяющим моментом его творческого метода.
Значительность «Песни о вещем Олеге» в том, что эта баллада является едва ли не первым пушкинским произведением, написанным в результате изучения подлинного исторического источника. Пушкин воспользовался сказанием, приведенным у Карамзина в «Истории Государства Российского». Волхвы предсказали князю (Олегу), что ему суждено умереть от любимого коня своего. С этого времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года; в осень пятого вспомнил Олег о предсказании и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался… В противоположность этому сухому изложению пушкинская «Песнь» уже самим своим названием воссоздает поэтический летописно-былинный характер повествования. Она исторична в лучшем смысле этого слова, ибо она передает характер и колорит седой славянской древности с таким художественным совершенством, что, несмотря на всю свою историческую условность, надолго определила представление ряда поколений о временах незапамятной славянской древности.
155 лет роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» Опубликованный в 1862 году роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, а также своими художественными достоинствами. Тургеневу – великому художнику - удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х - начала 60-х годов 19 века. И как писатель, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя – человека демократических убеждений, материалиста-естественника он поставил в центре романа «Отцы и дети». Для появления реалистического образа писателю было необходимо «живое лицо», прототип. «Я никогда не мог творить из головы». Этими лицами могли быть и молодой провинциальный врач, и демократы-разночинцы. Как известно, роман посвящен памяти Виссариона Григорьевича Белинского. А он был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью и глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического движения 40-х годов. Евгений Базаров – главный герой романа – сразу привлекает внимание читателя. Он человек огромной силы воли и твердых убеждений. Тургенев назвал Базарова нигилистом. Главная тема романа – изображение идейной борьбы между либеральным дворянством (семья Кирсановых) и революционной демократией (Базаров). За конфликтом между ними кроется конфликт двух поколений и разных сословий. «Я не запомню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева «Отцы и дети»….. Я думаю, что ни одному из русских писателей не выпало при жизни столько оваций» - вспоминала А.Я.Панаева.
180 лет со времени создания М.Ю.Лермонтовым стихотворения «Бородино». Тему Бородина как самостоятельную тему Лермонтов начал разрабатывать в 1830-1831 годах. В это время она была остро злободневна в связи с польским восстанием и угрозой для России быть втянутой в большую европейскую войну. И Лермонтов обращается к ней именно как к политической теме. Но как политик он предстает перед нами поистине великим историком. «Бородино», созданное в 1837 году несло в себе новые принципы художественного осмысления исторических событий, открывало нового героя истории, разрабатывало и находило новые средства его поэтического изображения. То есть было новаторским. С Лермонтовым русская литература прощается с культом царской власти и царской милости. В «Бородине» простой солдат вытеснил из истории 1812 года царя и полководцев. Рассказ о бое доверен старому солдату, представителю солдатской массы. Стихотворение с полным правом можно назвать эпической поэмой. В ней звучит чувство национальной гордости бородинского солдата, чувство, родившееся в бою. В этом чувстве – сознание и великого свершения и великих дел и изумление перед самим собой. Герой и время - такова важнейшая тема «Бородина», тема, над которой поэт будет работать до конца своих дней. Да, были люди в наше время. Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Не случайно автор употребил традиционно русское «богатыри», идущее еще от суворовских времен (чудо-богатыри). Поэтому «Бородино» останется навечно исповедью богатырского духа, волеизъявлением народной гордости, поэмой, повествующей о нерушимости связи человека с родной землей. Лермонтов заново открыл русскому обществу национальное значение Бородинского боя. Лермонтов предвосхитил великого Толстого не только идеей своей поэмы, но и проложил ему путь как художник, психолог, баталист, указав на особенности разработки народного характера и народного подвига.
|