Корпус 1.
Юбилей у книги… Да не у одной! Несколько великих произведений величайшего русского национального гения Пушкина, ставшие мировой художественной классикой: «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» созданы 195, 190 и 185 лет назад.
Пушкин задумал поэму «Руслан и Людмила» еще в лицее. А закончил в 1820 году.
В сказочное повествование о любви двух героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий, искусно вплетены поэтические зарисовки древнерусской жизни и древнерусского быта. Автор сообщает читателю массу далеких от сюжета сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями героев. Эта жизнерадостность Пушкина, его вера в добро делает героев совсем непохожими на древнерусского богатыря и степную красавицу. Людмила похожа на кокетливую барышню пушкинского времени, Руслан – на романтического героя, совершающего подвиги во имя возлюбленной.
Поэма была восторженно встречена современниками. По сути она открывала собой новый, пушкинский период в истории русской литературы.
Трагедия «Борис Годунов» написана Пушкиным во время ссылки, в Михайловском. Завершена 7 ноября 1825 года. В ее основу положена борьба за царский престол между Борисом Годуновым и боярством. Подходя к изображению истории как поэт, Пушкин стремится оживить ее, развернуть яркую и полнокровную картину прошлого – людей и событий давно минувших времен. И вместе с тем изображаемая им жизнь ничего не утрачивала в своей подлинной историчности. В результате Пушкиным было создано произведение в высшей степени своеобразное, и в своем роде единственное: несравненное по своей художественной силе и почти совершено лишенное художественного вымысла.
В «Борисе Годунове» перед нами проходит огромное количество действующих лиц, всех представителей тогдашнего общества. И хотя трагедия называется именем царя Бориса, главным действующим лицом ее, своего рода коллективным героем является Русь 16 – начала 17 века.
После написания в Болдине осенью 1830 года «Евгения Онегина» необычайно стремительное воплощение получили три из задуманной давно десятки произведений:
23 октября – «Скупой рыцарь»;
26 октября – «Моцарт и Сальери»;
4 ноября – «Каменный гость».
Наконец, еще через день, 6 ноября завершена и четвертая – «Пир во время чумы». Все эти пьесы из жизни разных народов из разных исторических эпох получили общее обозначение, данное самим Пушкиным – «Маленькие трагедии».
В этом цикле с особой силой сказалось умение Пушкина давать исключительно большое содержание в предельно сжатом объеме. Но здесь его интересует уже не «судьба народная», а «судьба человеческая». Поэт подвергает психологическому анализу трагическую судьбу личности, человеческой души, охваченной всепоглощающей, но эгоистической и поэтому разрушительной страстью: скупостью, завистью, чувственностью. Эти страсти влекут его героев – людей незаурядной силы воли, большого ума – на стезю злодейств и преступлений.
Некогда «гордый» Сальери стал «завистником презренным», ополчился в черной злобе на весь мир и избрал жертвой своего друга Моцарта. Гениальность Моцарта кажется ему причиной его несчастий. Злодейски убив Моцарта, Сальери тщетно пытается оправдать в собственных глазах это убийство якобы во имя спасения искусства:
«…я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки…»